Общее
Цель: расширение знаний детей о Великой Отечественной войне, посредством знакомства учащихся с понятиями патриотизма, гражданственности, примерами проявления героизма в Великой Отечественной войне и страницами истории войны.
Задачи:
- создать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на примере произведений о войне;
- развить умения комплексной работы с различными текстами: извлекать информацию в тексте из различных областей знаний, определять тему и микротемы, составлять план, формулировать основную мысль, определять своё отношение к прочитанному, отрабатывать варианты компрессии текста;
- мотивировать обучающихся к заинтересованности к истории России;
- развивать навыки работы с разными источниками информации;
- развивать коммуникативные умения и навыки работы в группе;
- вызвать позитивный эмоциональный отклик.
Основные понятия: патриотизм, героизм, гражданственность, нравственность, Великая Отечественная война, Родина, Отечество.
6-9 классы:
На занятиях по модулю используются слайдовые презентации и видеоматериалы:
- «Родина – это мы». Видеоролик.
- «Гражданин и патриот: уроки обществознания к 80-летию победы» Презентация.
Модуль «Гражданин и патриот: уроки обществознания к 80-летию победы»
Этапы занятия
Содержание деятельности (дидактические единицы)
Используемые ресурсы
Методическое обоснование используемых средств; задачи этапа предметные и метапредметные
1.Мотивационно-целевой
1.1.Актуализация
Только что вы посмотрели видеоролик. Поделитесь, какие чувства вы сейчас испытываете? На какие мысли навели вас слова из видеоролика? Догадались ли вы, на какую тему мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Да, вы правы. Сегодня мы поднимаем важную тему — патриотизм и гражданственность. Знаете ли вы, что 2025 является юбилейным? Сколько лет прошло с окончания ВОВ?
2025 год является для всех нас знаковым, так как мы отметим юбилей с окончания этой трагической и героической страницы нашей истории. Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают вести отчёт, даже когда прошло 80 лет. Почему же так необходимо вспоминать события ВОВ, говоря о чувстве патриотизма?
Говорить о Великой Отечественной войне — значит помнить о тех патриотах и истинных героях, кто отдал свои жизни за свободу и независимость нашей страны. Сохранившаяся историческая память помогает нам не только осознать масштаб трагедии, но и понять человеческие судьбы, стоящие за историческими фактами. Нельзя забывать про таких героев, как Александр Матросов, Алексей Маресьев, Виктор Талалихин, Владислав Хрустицкий, Ефим Осипенко, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Константин Заслонов и многих других.
Все герои – это не просто фигуры в учебниках — это наши деды и прадеды, которые пережили самые разные тягости жизни, проявили себя как настоящими граждане, патриоты и герои. Сегодня мы познакомимся с несколькими небольшими историями о войне, для того чтобы вспомнить о настоящих героях, проявить уважение к их подвигам и определить что такое патриотизм.
Видеоматериалы:
Видеоролик «Родина – это мы»
Презентация слайдовая
«Гражданин и патриот: уроки обществознания к 80-летию победы»
Пробуждение интереса учащихся к материалу занятия.
Мотивация обучающихся к вдумчивому изучению и глубокому осмыслению материала занятия.
2.Содержательно-деятельностный
Чтобы подробно познакомиться с их историей, вы поделитесь на группы и будете выполнять творческое задание.
Коллективно-групповая работа:
Дети получают раздаточный материал (портрет героя, вырезки из его биографии, плотный картон, биографические материалы о герое для составления краткого рассказа о нём, цитаты героя) и составляют мини-плакат, презентуют его перед классом.
Как вы думаете, почему герой совершил свой подвиг? Какие чувства двигали им в момент совершения героического поступка?
Прием «проблемный вопрос»
Приём «работа в малых группах»
Приём «смысловое чтение»
Высказывание на заданную тему.
Развитие мыслительных способностей учащихся за счет создания в их сознании проблемных ситуаций.
Возможность для организации групповой формы работы, в которой преобладает познавательная, информационная, поисковая деятельность.
Развитие коммуникативных умений обучающихся.
2.1. Изучение учебного материала /2.2 Применение знаний
Теперь мы можем приступать к чтению биографии одного из героев Великой Отечественной войны, совершивших важный подвиг для истории своей страны (учитель начинает чтение, продолжают ученики, читают по частям)
Какой из совершенных поступков героя считается подвигом? Почему в этой ситуации он так поступил? Можно ли его назвать настоящим гражданином своей страны? А патриотом?
(работа с текстом произведения)
Великая Отечественная война – это одно из величайших событий в нашей истории. Это была самая ужасная война за всю историю человечества. Огромное количество людских потерь, разделенных семей и жестоких событий преследовали эту войну на протяжении долгих 4 лет. Люди отдавали свои жизни за судьбу Родины, за своих товарищей.
Но каждый подвиг, каждое проявление героизма были совершены патриотами своей страны не просто так. Каждый солдат, каждый гражданин не жалели себя ради будущего своей Родины, ради мирного неба над Отечеством.
Так что же такое патриотизм?
Для чего людям нужно знать о подвигах героев Великой Отечественной войны?
Прием «осмысленное чтение»
Героизм, патриотизм, гражданственность(повторение терминов)
Ориентирование, мотивация и максимальное включение детей в учебную деятельность.
Развитие мыслительных способностей обучающихся.
Поддержание интереса учащихся к исследованию ситуации, к вдумчивому изучению и глубокому осмыслению материала занятия.
3. Рефлексивно-оценочный
Творческое задание: составить краткий рассказ о подвиге героя Великой Отечественной войны с ответом на вопросы: зачем и почему герой совершил свой подвиг? Каково значение его подвига в рамках войны?
Ученикам выдаются биографические материалы, исторические источники, содержащие информацию о героях Великой Отечественной войны.
Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
10-11 классы:
На занятиях по модулю используются слайдовые презентации и видеоматериалы:
- «Быть гражданином – быть патриотом». Видеоролик.
- «Гражданин и патриот: уроки обществознания к 80-летию победы» Презентация.
Модуль «Гражданин и патриот: уроки обществознания к 80-летию победы»
Этапы занятия
Содержание деятельности (дидактические единицы)
Используемые ресурсы
Методическое обоснование используемых средств; задачи этапа предметные и метапредметные
1.Мотивационно-целевой
1.1.Актуализация
Только что вы посмотрели видеоролик. Поделитесь, какие чувства вы сейчас испытываете? На какие мысли навели вас слова из видеоролика? Догадались ли вы, на какую тему мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Да, вы правы. Сегодня мы поднимаем важную тему — патриотизм и гражданственность. Знаете ли вы, что 2025 является юбилейным? Сколько лет прошло с окончания ВОВ?
2025 год является для всех нас знаковым, так как мы отметим юбилей с окончания этой трагической и героической страницы нашей истории. Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают вести отчёт, даже когда прошло 80 лет. Почему же так необходимо вспоминать события ВОВ, говоря о чувстве патриотизма?
Говорить о Великой Отечественной войне — значит помнить о тех патриотах и истинных героях, кто отдал свои жизни за свободу и независимость нашей страны. Сохранившаяся историческая память помогает нам не только осознать масштаб трагедии, но и понять человеческие судьбы, стоящие за историческими фактами. Нельзя забывать про таких героев, как Александр Матросов, Алексей Маресьев, Виктор Талалихин, Владислав Хрустицкий, Ефим Осипенко, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Константин Заслонов и многих других.
Все герои – это не просто фигуры в учебниках — это наши деды и прадеды, которые пережили самые разные тягости жизни, проявили себя как настоящими граждане, патриоты и герои. Сегодня мы познакомимся с несколькими небольшими историями о войне, для того чтобы вспомнить о настоящих героях, проявить уважение к их подвигам и определить что такое патриотизм.
Видеоматериалы:
Видеоролик « Быть гражданином – быть патриотом»
Презентация слайдовая
«Гражданин и патриот: уроки обществознания к 80-летию победы»
Пробуждение интереса учащихся к материалу занятия.
Мотивация обучающихся к вдумчивому изучению и глубокому осмыслению материала занятия.
2.Содержательно-деятельностный
Чтобы подробно познакомиться с их историей, вы поделитесь на группы и будете выполнять творческое задание.
Коллективно-групповая работа:
Дети получают раздаточный материал (портрет героя, вырезки из его биографии, плотный картон, биографические материалы о герое для составления краткого рассказа о нём, цитаты героя) и составляют мини-плакат, презентуют его перед классом.
Как вы думаете, почему герой совершил свой подвиг? Какие чувства двигали им в момент совершения героического поступка?
Что такое мораль? Какие существуют категории морали? Можно ли считать патриотизм одной из категорий морали? Если да, то почему?
Да, действительно можно. Мораль - принятые в обществе нравственные нормы поведения, отношений с людьми. Мораль существует всегда, в любом обществе, поскольку помогает людям комфортно существовать рядом друг с другом. Мораль оценивает действия человека с точки зрения добра и зла, основных категорий морали. Помимо добра и зла, выделяются такие категории морали, как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм
Проявил ли себя герой как настоящий гражданин своей страны? Что значит быть гражданином?
Вы правы. Быть гражданином – значит уважать и чтить культуру своей страны, соблюдать и уважать законы.
Прием «проблемный вопрос»
Приём «работа в малых группах»
Приём «смысловое чтение»
Высказывание на заданную тему.
Развитие мыслительных способностей учащихся за счет создания в их сознании проблемных ситуаций.
Возможность для организации групповой формы работы, в которой преобладает познавательная, информационная, поисковая деятельность.
Развитие коммуникативных умений обучающихся.
2.1. Изучение учебного материала /2.2 Применение знаний
Теперь мы можем приступать к чтению биографии одного из героев Великой Отечественной войны, совершивших важный подвиг для истории своей страны. Ваша задача – прочитать текст и кратко рассказать о биографии и подвиге героя. Вы можете дополнять друг друга.
Какой из совершенных поступков героя считается подвигом? Почему в этой ситуации он так поступил? Можно ли его назвать настоящим гражданином своей страны? А патриотом?
Быть патриотом и гражданином – одно и то же или нет?
(работа с текстом произведения)
Великая Отечественная война – это одно из величайших событий в нашей истории. Это была самая ужасная война за всю историю человечества. Огромное количество людских потерь, разделенных семей и жестоких событий преследовали эту войну на протяжении долгих 4 лет. Люди отдавали свои жизни за судьбу Родины, за своих товарищей.
Но каждый подвиг, каждое проявление героизма были совершены патриотами своей страны не просто так. Каждый солдат, каждый гражданин не жалели себя ради будущего своей Родины, ради мирного неба над Отечеством.
Так что же такое патриотизм?
Патриотизм - политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям.
Для чего людям нужно знать о подвигах героев Великой Отечественной войны?
Могут ли подвиги минувших дней быть сегодня примером для нас? Могут ли они нас чему-то научить? Важно ли нам сохранять память о подвигах Великой Отечественной войны? Почему?
Прием «осмысленное чтение»
Героизм, патриотизм, гражданственность(повторение терминов)
Ориентирование, мотивация и максимальное включение детей в учебную деятельность.
Развитие мыслительных способностей обучающихся.
Поддержание интереса учащихся к исследованию ситуации, к вдумчивому изучению и глубокому осмыслению материала занятия.
3. Рефлексивно-оценочный
Творческое задание: составить краткий рассказ о подвиге героя Великой Отечественной войны с ответом на вопросы: зачем и почему герой совершил свой подвиг? Каково значение его подвига в рамках войны? Чему этот подвиг может научить нас сегодня? К какой категории морали можно отнести действия героя?
Ученикам выдаются биографические материалы, исторические источники, содержащие информацию о героях Великой Отечественной войны.
Рефлексия:
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс
Минус
Интересно